Франшиза

Коммерческая концессия, франшиза, франчайзинг – все это отношения между двумя сторонами (бизнесменами), при которых один предоставляет право на ведение бизнеса на определенное время, а второй пользуется им за плату.

Представьте, что вы — предприниматель, который хочет масштабировать свой бизнес. У вас есть 2 варианта: открывать филиалы своей компании в других городах или использовать франшизу. По сути, франшиза будет инструкцией по открытию бизнеса под вашим руководством.

Вы подготавливаете учебные и технические материалы, систему поддержки по ведению вашего бизнеса и называете свою цену, в которую входит паушальный (первоначальный) взнос и роялти (ежемесячный фиксированный платеж). Когда все готово, запускаете рекламу и ждете покупателей.

Франшиза подразумевает коммуникацию, то есть объединение людей и использование собственного товарного знака (бренда).

Основные виды франчайзинга

Франчайзинг, также как и направления бизнеса, делится на виды:

  • Товарный. Он подразумевает покупку разрешения на продажу товаров франчайзера, выпускаемых под его именем. В этом случае франшиза регламентирует правила продажи, ассортимент товаров, предоставление брендированной продукции, оборудования, формы для персонала, стандартов обслуживания клиентов.
  • Производственный. В этом случае речь идет о покупке у франчайзера оборудования для открытия производства под его именем. Покупатель приобретает сырье, право на изготовление продукции, оборудование. В договоре обозначаются сроки производства, объем, технология, бренд-бук.
  • Сервисный. Этот вид франчайзинга регулирует взаимоотношения франчайзи и компании-франчайзера в сфере предоставления услуг: образовательных, сервисных (обслуживания), например, открытие бизнес-школ или образовательных центров, сетей химчисток, парикмахерских. Франчайзер предоставляет оборудование, право предоставлять услуги под своим именем, оставляя за собой контроль за качеством работы.
  • Бизнес-франчайзинг или смешанный. Этот формат подразумевает продажу франчайзером не только прав на ведение бизнеса под его именем, но и лицензии на открытие бизнеса. Договор франшизы регламентирует рекламу, форму одежды сотрудников, качество услуг или товаров, требования к размещению офиса или торгового помещения. Используя такую модель, можно не только производить товары, но и открыть розничную сеть по их продаже.

От чего зависит стоимость франшизы

Факторов, влияющих на стоимость франшизы, несколько.

  • Срок окупаемости. За какой период времени окупается франшиза, через сколько месяцев она начнет приносить доход. Ищите те франшизы, в которых срок окупаемости ваших инвестиций будет от 6 месяцев до года.
  • Ежемесячная (ежегодная) прибыль бизнеса.
  • Количество подтвержденных филиалов, которые уже показали свою результативность (срок окупаемости, доходность).
  • Раскрученность бренда.
  • Паушальный взнос (он складывается в том числе и из вышеперечисленных факторов).
  • Что предоставляется франчайзи, и что он может сделать сам. Сравните, сколько вам пришлось бы потратить на самостоятельное открытие такого же бизнеса с тем, что предлагает вам франчайзер.

Перечислим преимущества и недостатки запуска бизнеса по франшизе.

  • Раскрученный бренд. Вы присоединяетесь к уже существующему имени, с наработанной целевой аудиторией, репутацией на рынке.
  • Быстрый старт. Получать первые доходы можно практически сразу после открытия.
  • Обучение, поддержка наставников. Если у вас возникнут сложности, вы можете получить помощь в их разрешении.
  • Экономия на запуске. Купив уже готовую модель бизнеса, вы потратите меньше, чем открывая свое дело с нуля. Расходы на покупку франшизы расписаны в договоре, то есть вы четко понимаете, за что платите. Если вы открываете свое дело с нуля, возможны лишние траты, ошибки.
  • Реклама. Вам не нужно придумывать рекламную кампанию и платить за нее. У франчайзера уже есть эффективная рекламная модель, которую вы можете заимствовать.
  • Минимум рисков. Франчайзер заинтересован не столько в том, чтобы продать вам франшизу, сколько в том, чтобы она работала. Поэтому вероятность того, что у вас не получится заработать, крайне мала.

Желаю удачи в выборе франшизы и ее развитии!